Программа тренинга
Инклюзивная школа: интеграция каждого ребенка в общество
Инклюзивная школа: интеграция каждого ребенка в общество
Название блока | Содержание |
---|---|
Вводный блок | — Знакомство с участниками; — Представление структуры Курса и программы тренинга; — Работа с индивидуальными целями участников; — Результаты исследования «Лучших преподавателей»: базовые компетенции |
Инклюзивное образование: прошлое, настоящее, будущее. Вызовы семье, обществу и системе образования. | — Система работы с детьми с ОВЗ в России: исторический обзор. Определения инклюзивного, интегративного, коррекционного образования. Принципы инклюзивного образования. Перспективы развития. — Вызовы, цели и задачи семьи ребенка с ОВЗ. Школьное образование – звено в цепочке социализации, обучения, профессионализации людей с ОВЗ. Опыт зарубежных стран: «линия жизни» человека с ОВЗ и место школьного образования. — Работа в малых группах. Анализ существующих моделей образования ребенка с ОВЗ: коррекционной, смешанной, инклюзивной – их возможностей и ограничений. |
Внешнее и внутреннее сетевое взаимодействие как важное условие развития инклюзивного образования. Создание проектной команды специалистов. | — Внешнее сетевое взаимодействие ОО. Тенденция самоорганизации общества с целью развития инклюзивного подхода в РФ. Обзор организаций-экспертов, занимающихся социализацией и развитием детей с различными нозологиями. Государственные учреждения образования, социальной защиты и психолого-педагогической поддержки людей с ОВЗ. Проблематизация участников программы: проактивность в поиске ресурсов и выстраивания сетевого взаимодействия с целью создания и реализации индивидуальной траектории развития ребенка с ОВЗ. — Сетевое взаимодействие внутри ОО. Проектная команда. Области компетенности и зоны ответственности в команде: эффективное распределение ролей, обязанностей, ресурсов. Оценка имеющегося в ОО опыта в области инклюзивного образования. Оценка достаточности ресурсов внутри команды ОО. — Бинарный урок как модель взаимовыгодного сотрудничества специалистов в инклюзивном образовании. Технология проведения. — Моделирующая деловая игра-подготовка к бинарному уроку. Сотрудничество специалистов: педагог, дефектолог, психолог, логопед, тьютор. |
Инклюзивный педагог. Индивидуальная готовность к работе в инклюзивной модели. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога. | — Анализ личностного и профессионального профиля инлюзивного педагога. — Возникающие трудности в работе педагога, работающего в инклюзивном образовании: с детьми с ОВЗ, классом, родителями, коллегами. — Работа в парах, общегрупповая работа с кейсами. Обмен опытом. Разработка идей решения трудностей в работе инклюзивного педагога. Работа с барьерами, мешающими перейти на инклюзивную модель. — Самодиагностика уровня готовности к работе в инклюзивной модели. Определение ближайших задач в рамках индивидуальной траектории профессионального развития педагога в инклюзивном образовании. |
Особенности работы с детским коллективом в условиях инклюзивного образования. | — Педагог как управляющий детским коллективом. Этапы работы с коллективом. Важность адаптационного периода. Задача построения толерантной атмосферы в классе. — Анализ профиля инклюзивного класса. — Игра-разминка «Альтернативные способы передачи информации». — Общегрупповая моделирующая игра «Урок в инклюзивном классе»: проведение и обсуждение. Решение кейсов по работе с детьми с разными особенностями. — Феномен дискриминации по исключительному признаку. Особенности работы с инклюзивным классом. Принцип «Каждый человек особенный». Образ ребенка с ОВЗ, транслируемый другим детям в классе. |
Особенности работы с родителями в условиях инклюзивного образования. | — Типология родителей. Возникающие у родителей трудности в условиях инклюзивного образования. Немотивированные на сотрудничество родители. Ожидающие большого внимания со стороны школы родители. Недовольство родителей нормативно развивающихся детей, учащихся в инклюзивном классе. — Важность партнерских отношений с родителями. Правила взаимодействия и алгоритм построения эффективной коммуникации на примере беседы с родителем. Принцип оценки динамики развития умений ученика (сравнение с самим собой). Технология развивающей обратной связи (родителю о ребенке). — Работа в парах, общегрупповая работа с кейсами. Построение беседы с родителем в конфликтной ситуации, достижение договоренности. — Интервью с родителем ребенка с ОВЗ об особенностях ребенка с использованием технологии развивающей обратной связи. Совместное создание образа ребенка с ОВЗ для других детей в классе. |
Переход школы на инклюзивную модель: выбор и трансляция коллегам приоритетных задач, создание разделяющего правила школы родительского сообщества, мероприятия, повышающие уровень инклюзивной культуры. | — Образ инклюзивного ОО. Стратегия развития и выбор приоритетных задач по переходу ОО на инклюзивную модель образования. — Важность партнерских отношения с администрацией. Правила взаимодействия и алгоритм построения эффективной коммуникации на примере беседы с руководством. — Разработка аргументированного текста речи перед администрацией для представления выбранных приоритетных задач по переходу ОО на инклюзивную модель образования. — Инструменты создания принимающей атмосферы в школе: принципы, правила, мероприятия для развития инклюзивной культуры в ОО. Построение родительского сообщества: этапы работы с сообществом. Родительское собрание как одна из форм трансляции принципов и правил школьной жизни. — Разработка текста выступления перед родителями. «Наш вклад в развитие толерантного общества: правила инклюзивной школы, ближайшее мероприятие на развитие инклюзивной культуры». |